Владислав Вишнепольский
+7-910-390-07-06
Валерий Куликов
+7-930-806-41-56
sem1503@mail.ru
Виктор Лысов
+7-910-139-21-42
vic.lysoff2010@yandex.ru

К вопросу о роли правовых отношений в обществе

К вопросу о роли правовых отношений в обществе

В.М. СТРОГЕЦКИЙ
(Н. Новгород, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова)

Понятия человек, власть, экономика и право свидетельствуют о том, что от правильного понимания взаимоотношения между ними зависит будущее развитие общества.

Сегодня такие науки как лингвистика, археология, антропология, этнография и история показали как развивались отношения между людьми задолго до того как появились указанные выше понятия.

Благодаря лингвистике мы знаем, что первыми местоимениями были «я» и «ты», а местоимение «мы», так любимое коммунистами и марксистами, появилось, когда люди осознали, что преодолевать опасность можно только объединившись вместе. Но такие объединения всегда были явлением временным только для отражения опасности. Между отдельными людьми всегда было больше противоречий, чем единства. Обратим внимание на мальчиков и девочек младшего детского возраста, играющих в детском саду: мальчишки – машинками, девочки – куклами. Они не думают, да и не понимают, что игрушки принадлежат детскому саду. Они просто играют. Машинки и куклы могут быть и принесены ребятишками из дома. Вот один мальчик подходит к другому, а девочка к другой девочке. Мальчику понравилась машинка, а девочке кукла: «Дай мне машинку», а девочка – куклу. Но в ответ получает: «Это моя машинка», или кукла. Детям в этом возрасте родители едва ли говорили: это «мое», «моя», тем более, в наших постсоветских семьях. Тем не менее мальчик или девочка, чем-либо играя, говорят: «мое», «моя».

Это явление природное. Первыми местоимениями были «я» и «мое», «ты» и «твое».

С этого и начинались первоначальные человеческие отношения. Орудия труда были примитивные, но разнообразные. У кого-то было то, чего не было у другого. Были ссоры и драки.

Но ежеминутно подстерегающая опасность, заставляла, по крайней мере, на время объединяться.

Именно в связи с этим и возникают древние обычаи у римлян, они назывались mores maiorum – обычаи предков (от слова maiores – предки, то есть древние, старшие).

Обычаи, несомненно, нарушались, и возникала необходимость наказывать нарушителей. В связи с этим возникло и правило: равное наказание за равное преступление.

Но по мере развития общества становилось ясно, что часто возникали ситуации, которые трудно было решить с помощью этого правила.

Вот наиболее часто встречающийся пример, который приводят древние авторы. Некий человек с двумя глазами выбил глаз одноглазому человеку. Лишившийся единственного глаза человек должен был выбить глаз двуглазого. В итоге они оказывались не в равном положении: один оставался слепым, другой становился одноглазым. Таких случаев в условиях обычного права было бесконечное множество.

Поэтому люди и договорились между собой о необходимости избрать тех, кто должен разработать правила устроения жизни и нормы наказания для тех, кто будет нарушать эти правила. Так появились судьи и правовые нормы. В Ветхом завете одна из ранних книг так и называется «Книга судей израилевых».

Правовые положения предусматривали разработку законодательных норм, которые должны были вытеснить обычное право. Этот процесс осуществлялся в условиях, когда не смену патриархальному обществу с присущим ему натуральным ведением хозяйства приходит новая более сложная социально-экономическая и политическая система, основанная на принципах индивидуализма, частной собственности.

Но в это время имело место обострение в различных обществах между сторонниками сохранения обычного права и теми, кто добивался перехода к правовым законодательным нормам. Возникла проблема соотношения между понятиями: человек и власть, право и власть, человек и закон (право), экономика и власть, экономика и право, место человека в социальных, экономических и правовых отношениях.

От правильных соотношений этих понятий и зависит судьба любого и прежде всего нашего общества.

Истоки европейского права как раз и восходят к античности, где и решалась эта важная проблема.

Древними законодателями были Ликург в Спарте и Драконт в Афинах. Именно они и утвердили превосходство законодательного права над обычным правом.

Законы Ликурга в Спарте, относившиеся к IX в. до Р.Х., установили порядок, согласно которому: «Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям, после них – старцам-геронтам и, наконец, народу, который только должен отвечать им «да» или «нет» (Плутарх. Ликург. 7).

В Афинах законы Драконта заменили обычное право. Законы его были суровыми и жестокими. Сохранилось мнение, что они написаны кровью.

Процесс поиска решения вопроса о правильном соотношении между собой упомянутых выше понятий начал решаться именно в Афинах. Здесь особенно острой была борьба между демосом (народом) и аристократией (родовой знатью) после ликвидации царской власти в процессе становления афинского полиса, то есть города-государства.

В Афинах путь установления демократического полиса был весьма тернистым. Борьба между демосом и аристократией – это была борьба между теми, кто хотел сохранить обычное право и теми, кто хотел утвердить право законодательное. Обычное право предусматривало, что все привилегии: властные, имущественные, военные и религиозные должны сохраняться за maiores, то есть за старшими, древними или родовой знатью.

Согласно обычному праву, положение человека в обществе определялось его происхождением, поэтому в привилегированном положении всегда оставались представители аристократии и те, кто с ними был связан родственными узами.

Полис мог утвердиться и развиваться только в условиях господства законодательного права. Не для этого нужно было найти такой критерий, определявший положение человека в обществе, который бы удовлетворил всех жителей Афин. Такой критерий нашел афинский поэт и общественный деятель Солон. Он выходец из аристократии, но возможно обедневшей. Солон занимался морской торговлей. Солон предложил такой критерий. Согласно этому критерию положение человека в обществе определялось годовым доходом семьи во главе с отцом семейства. В 594 г. до Р.Х. он был избран архонтом.

В связи с этим он разделил все взрослое население Афин на 4 категории в зависимости от количества зерна, масла и вина, получаемого в год. Единицей измерения он избрал медимн равный 53 литрам. Таким образом, он выделил 4 имущественных группы: 1 – 500 медимнов; 2 – 300; 3 – 200; 4 – менее 200 медимнов.

Благодаря этой реформе в Афинах сложился гражданский коллектив. Граждане всех четырех категорий могли участвовать в народном собрании и быть избранными в народный суд гелиэйю. Это был суд присяжных заседателей.

Представители всех четырех групп принимали участие в народном собрании и суде присяжных. Представители первых трех групп избирались в совет 400 и на основные государственные должности. Демократизация афинского общества продолжалась и далее и завершилась при Клисфене в 508 г. до Р.Х.

Главное значение этой реформы в том, все афиняне являлись свободными афинскими гражданами:
 – положение каждого афинского гражданина характеризовалось не его происхождением, а имущественным цензом, то есть годовым доходом;
 – афинские граждане имели право избирать и быть избранными; в суд присяжных могли быть избраны афинские граждане, независимо от имущественного ценза или уровня дохода;
 – в совет 400 и на различные должности в Афинах могли избираться афинские граждане первых трех имущественных цензов;
 – в народном собрании участвовали афинские граждане всех четырех цензовых групп.

В Риме проблема замены обычного права законодательным возникла в середине VI в. до Р.Х. в период правления предпоследнего римского царя Сервия Туллия.

Он за основу взял реформу Солона, и в Риме царский период прекратил свое существование, и возникла республика, и положение римских граждан также характеризовалось не происхождением, а годовым доходом, исчислявшимся в денежных единицах. В Риме возникло пять имущественных классов или цензов: 100 тыс. ассов; 75 тыс. ассов; 50 тыс. ассов; 25 тыс. ассов и 11 тыс. ассов. Таким образом, в Риме в эпоху республики возникло гражданское общество. Правовое положение афинских и римских граждан нашло свое отражение в соответствующих законодательных кодексах. В Афинах – это законы Солона, в Риме – законы XII таблиц.

С возникновением в древней Греции и древнем Риме гражданского общества и законодательной правовой системы возникли три важных проблемы – это соотношения власти и права (закона), человека (гражданина) и права (закона), человека (гражданина) и власти.

Как только структуры власти стали подменять собой право, власть не считалась с правами гражданина, а граждане не желали подчиняться законам, возникал кризис в древнегреческих полисах и кризис римской республики.

Диспропорция во взаимоотношениях между властью, правом и гражданским коллективом вела к усилению агрессивной внешней политики Рима, к падению Римской республики и установлению империи.

Несколько слов необходимо сказать и о соотношении экономики и права в античный период. В это время экономика значительно отставала от развития правовых отношений. В ней господствовала межотраслевая система разделения труда, то есть были крестьяне, скотоводы, ремесленники, объединенные в цеховое ремесло, купцы. В экономических отношениях оставалось господствующим внеэкономическое принуждение и обычное право.

Вместе с тем нужно отметить, что Римское право оказалось настолько жизнеспособным, что оно продолжало развиваться и совершенствоваться и в эпоху Римской империи. Это, конечно, было обусловлено и тем, что римляне во всех завоеванных территориях утверждали свое право. При этом важно отметить, Римское право устанавливалось далеко не всегда насильственным образом. Гораздо чаще народы добровольно его принимали. Лучшим доказательством этого является эдикт Каракаллы, римского императора начала III в. до Р.Х., получившего название Consitutio Antoniniana. Вот содержание этого кодекса: «Все свободные жители, живущие в границах Римской империи, независимо от происхождения, цвета кожи, языка, религиозной принадлежности, имущественного положения, признающие власть римского императора».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что после возникновения на территории Западной Римской империи германских королевств, они стали руководствоваться нормами Римского частного права.

Окончательная кодификация Римского права осуществилась уже в Восточной Римской империи в Константинополе в период правления Юстиниана I (527–565 гг.). Была осуществлена систематизация Римского права и создан свод гражданского права Юстиниана I.

В период с 528 по 534 г. группа юристов под руководством юриста Трибониана создала три крупных сборника Римского права: Институции (4 книги), Дигесты (50 книг), Кодекс (12 книг), Новеллы (3 сборника).
Институции – элементарные основы Римского права.
Дигесты – собрание отрывков сочинений Римских юристов.
Кодекс – собрание императорских конституций.
Новеллы – конституции Юстиниана.

Римское право оказало огромное влияние на демократическое развитие европейских стран. Так в 1215 г. английский король Иоанн Безземельный (1199–1216 гг.) под давлением английских баронов, рыцарей и горожан вынужден был подписать так называемую Великую хартию вольностей. Однако противоречия не были преодолены. Конфликт обострился в 1258–1267 гг. В нем участвовали не только бароны, рыцари, горожане, но и крестьяне. Король Генрих III вынужден был пойти на компромисс, результатом которого явилось возникновение в Англии парламента, который окончательно утвердился при Эдуарде I (1272–1307 гг.). Так в Англии утвердилась парламентская монархия.

Во Франции, начиная с XIV в., утвердилась традиция создания при короле совета из представителей дворян, горожан, духовенства. Такой совет получил название Генеральных штатов.

Но окончательно Римское право получило распространение в Европе после Великой Французской либерально-демократической революции. В 1804 г. Наполеон Бонапарт опубликовал свой гражданский кодекс (Code Civil). Во время Наполеоновских войн, когда под властью Наполеона оказалась большая часть Европы, Наполеон, понимая, что укрепить господство, сидя на штыках, невозможно и зная, какое значение сыграло Римское право в эпоху Римской империи, распространял свой Code Civil, созданный на основе традиций Римского права, во всех государствах, входивших в состав Французской империи. Русский царь Александр I, воспитанный на идеях Великой Французской революции, после победы над Наполеоном, проводя ряд важных реформ демократической направленности, надеялся утвердить гражданский кодекс и в России, но понимая, насколько укоренились в жизни российского общества крепостное право и самодержавная царская власть, он предоставил Code Civil Польше. Благодаря польскому освободительному движению Польша в начале XIX в. была более подготовлена для принятия этой конституции, чем Россия.

Только при Александре II после отмены крепостного права проведены некоторые демократические преобразования, в том числе и правовая реформа.

Какие же нормы международного Римского права являются наиболее важными для развития общества и государственности. Во-первых, приоритет частной собственности над всеми видами собственности. У нас же в конституции записано, что все формы собственности равны. Однако это и есть благодатная почва для воровства.

А вот как об этом говорит Аристотель в «Политике», идеи которого и отразились в Римском праве: Аристотель подчеркивает: «собственность может быть общей, а вообще должна быть только частной» (Политика II. 1263а 4.25). Далее он говорит: «в государствах хорошо организованных лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим» (там же, 35–40) и, наконец, он заключает: «те, которые чем-либо владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо чаще, тех, которые имеют частную собственность». В связи с этим и возникла римская поговорка: «сommunio est mater rixarum – общее есть мать раздоров».

Во-вторых, должно быть записано в конституции: приоритет частного права над публичным. У нас же – приоритет публичного права над частным. Между тем, частный гражданин далеко не всегда может добыть для себя защиты, в то время как институты власти государство всегда защитит.

В-третьих, должно быть верховенство закона над человеком и властью, а не верховенство человека при власти.

В 1920 г. Ленин увидел, что кавалерийским наскоком добиться победы коммунизма не удастся, нужно думать о дальнейшем развитии экономики. Но без гражданского кодекса развивать экономические отношения невозможно. Тогда он предложил юристам составить кодекс. Это были достаточно грамотные юристы, которые понимали, что необходимо развивать частную экономическую инициативу, а для этого необходимо утвердить приоритетное право частной собственности. Ленин, прочитав написанное юристами, в сердцах произнес свою сакраментальную фразу: «Господа буржуазные юристы изгадили нам гражданский кодекс. Мы не допустим ничего частного, у нас все только публичное».

Этой фразой и своими действиями ранее он не только уничтожил начавшуюся быстро развиваться Россию, но и заложил будущий развал СССР, потому что пока существовала жесткая диктатура, которая установилась после 10 съезда ленинской партии, господствовала та самая публичная или государственная собственность, но после того, как старые маразматические диктаторы один за другим поумирали, СССР и развалился, что недавно признал и президент В.В.Путин. Но, к сожалению, после развала СССР в России не возродился и капитализм, основанный на приоритете частного права и частной собственности. Вместо этого появилось нечто вроде олигархического монополизма.

Литература
Б.С. Пушкарев. Две России XX века. 1917–1993. С. 43–226, 353–512; 517–540.
С.Г. Пушкарев. Россия 1801–1917. М. 2001. С. 217–316; 565–622.
А.Д. Сахаров. Мир, прогресс, права человека. Статьи и выступления. Л. 1990.